Сегодня столкнулся в двумя ситуациями, которые просто порвали шаблон. Впрочем, кто-то мне скажет, что ничего в них особенного нет - обычные ситуации, обычная жизнь, у нас тут такое сплошь и рядом.
Пришел я в налоговую за справкой. Поднимаюсь в кабинет, нахожу искомого сотрудника. тетка находит мою справку и просит взамен доверенность. Нормальное дело. Даю доверенность. И тут выясняется, что она, ололо, от сегодняшнего числа! И я не могу по ней полчить нужного документа. Оный документ лежит передо мною на столе. "Почему?!" - , спрашиваю я, судорожно пытаясь понять: где я мог накосячить. У меня уже достаточная практика, и в подобных документах я не допускаю ошибок, поэтому удивление мое - двойное. Выяснилось, что запрос подавался 23.03, а доверенность оформлена от 30.03. По каким-то ведомственным нормативным актам налоговики обязаны выдать ответ на руки в течение 5 дней (читай "через 5 дней"), а на шестой - уже отсылают по почте. Проблема в том, что оные дни в каждом ведомстве, да что там - в каждой налоговой считают по-разному. Кто-то прибавляет рабочие, кто-то включает в этот срок день подачи - кто-то нет и т.п. единого правила нет, хотя на все подразделения ведомства по ВСЕЙ стране составлен один акт. В федеральных законоах ничего такого тоже нет. Зато там есть правила оформления сделок с применением довереностей и по закону я все сделал верно. После получаса выяснений отношений, а затем получасового скандала (ведь ТП всегда начинают повышать голос, когда клиент знает явно больше них, а я стоял на своем твердо)я докопался до истины: оказывается, их ебет какой-то их внутренний контроль за несоблюдение данных сроков (которые существуют, похоже, только в голове этого контроля), и 30.03 данный документ уже должен лежать на почте, за пределами налоговой. Следовательно, если кто-то узнает, что я получил документ по доверенности от 30.03, то установят, что я получил документ 30.03, и ТП получит нагоняй. Поэтому мне просто не могут позволить взять документ, который лежит передо мной на столе, хотя я представитель организации, есть запрос и полномочие оформлены. Я долго не знал как реагировать на то "око видит - зуб неймёт".
И вот я уже иду по улице, размышляя про себя о бренности сущего, преходящей сути вещей и на черта нужны законы, если происходит такой цирк с конями. В наушниках "Эхо Мацы" рассказывает, как СК борется против прокуратуры, пытаясь посадить сына Генпрокурора за игорный бизнес. И я понимаю, что никто из тузов и приближенных не сядет, и даже если лишится своего поста - слишком низко не провалится. И что какая-нибудь сука, только потому что ее дрючит некий туз может щас сбить меня на переходе, и ведь ничего ей за это не будет. Вообще. Даже прав не лишат. Хотя закон целиком будет на стороне моей тушки. И есть у нас категория граждан, которым можно все, хоть спортивный отстрел нищебродов, а для них, наверное, это и я, и моя семья и мои друзья, и сбивать беременных женщин и таранить чужие машины, просто потому, что какие-то фольксвагены и ситроены.
Для меня, юриста, это особенно болезненное осознание. Нет, это вовсе не открытие, я далеко не так наивен. Но закон это система, по которой живет общество, я призван обслуживать эту систему и искать решения в ее рамках. Я понимаю, зачем та или иная норма, чем обусловено ее введение и почему ее надо исполнять, хоть это и невыгодно, например, мне как обывателю. Но как играть в игру без правил? Т.е. они вроде бы есть - если вдруг начнешь "беспределить" они тут же негативно подействуют и устранят чужеродный элемент, но есть они только для тебя. А кому-то можно все. В такие моменты я понимаю, что механизм кровной мести, зафиксированный, например, в шведском средневековом праве с обязанностью рода мстить и возможностью вергельда был вовсе не варварством(Между прочим, до 17 в. просуществовал).
Ситуация вторая.
Стоит тетка на тротуаре. Покупает какие-то пирожки в палатке. Рядом на обочине "Газель" скорой помощи. Внезапно газель начинает маневрировать задом прямо в тетку, достаточно медленно, чтобы это можно было предотвратить, но достатчоно быстро, чтобы как минимум размазать тетку по металлическому корпусу ларька. При том ни один, ни другой субъект друг друга как-будто не видят. Я быстро подскочил и постучал в борт газели (подобные звуки при маневрах сильно пугают автомобилистов, заставляя останавливаться). Наконец водятел что-то осознал и предупредил о маневре в матюгальник. А ведь мог и клиента заработать. И не одного.